Crisis-Care.ru

Crisis-Care.ru

     
     
     

(495)755-2005

Информационная система для учебного и научно-исследовательского процесса




Учебный процесс сегодня — это работа с большими объёмами информации, получение навыков обработки информации, работы с вычислительной техникой.

Без эффективной работы с компьютером, сетями, навыков работы с базами данных, CAD и CAM системами, умения писать хотя бы элементарные программы-скрипты для автоматизации рутинных операций, невозможно представить себе современного специалиста, не говоря уже о специалистах завтрашнего дня.

Типичная архитектура сети для учебных классов представлена на схеме.

Пример архитектуры ЛВС

В классах установлены компьютеры типа Desktop PC, подключенные к коммутатору кабелями Fast Ethernet (IEEE 802.3u cat.5e). Аналогичные компьютеры установлены для преподавателей и научных сотрудников.

В серверной установлены коммутатор, сервер.

Программное обеспечение.

На компьютеры пользователей установлена ОС Windows (2000-Vista), на сервере — серверная операционная система того же семейства.

Сервер работает с ролями «Контроллер Active Directory», «Файловый сервер» (samba), «Интернет-шлюз» (управляемый групповыми политиками «общий доступ к интернет», ISA или дополнительное ПО).

Фрагмент схемы работы пользователя в системе показан на рисунке:

Схема работы пользователей ИС с традиционной архитектурой




На все компьютеры установлены: офисное ПО, антивирус, дополнительное необходимое ПО.

Пользователи авторизуются в Active Directory, получая права с соответствии с групповыми политиками.

Сервер решает все задачи по предоставлению единого информационного пространства и доступа к интернет, хранению профилей пользователей,

Стоимость такого решения в основном определяется задачами, выполняемыми рабочими станциями и количеством мест, большая часть ее — стоимость «железа» и лицензий на ОС и ПО для рабочих станций.

Описанное решение достаточно несложно, но имеет ряд принципиальных недостатков.

В первую очередь это малый уровень централизации информационной системы, что ведет к трудностям в администрировании (необходимо решать индивидуальные проблемы пользователей, не всегда это возможно удаленно, в ОС Windows пользователь обычно работает с правами локального администратора и даже политики безопасности и жесткое ограничение прав доступа к локальным ресурсам обычно создают неудобства больше, чем приносят пользы), повышенной стоимости обновления, которое необходимо достаточно часто, не говоря уже о неизбежных поломках.

Для построения учебных классов мы выбрали другую архитектуру.




В центре ее — группа серверов, решающих следующие задачи:

  • Управление пользователями;

  • Предоставление доступа к учебной информации, поддержка учебного процесса;

  • Безопасный доступ к пользовательскому программному обеспечению;

  • Доступ к Интернет;

  • Контроль пользователей;

  • Формирование единого информационного пространства.

На рабочих местах установлены «тонкие клиенты» - бездисковые компьютеры, представляющие собой либо готовые решения низкой стоимости, либо отжившие свой век в качестве самостоятельных единиц устаревшие компьютеры. Их задача — загрузить с сервера по протоколу tftp образ операционной системы (облегченный Linux), запустить клиента служб терминалов и подключиться к терминал-серверу.

Терминал сервер создает сеанс работы пользователя, при этом сам «тонкий клиент» обеспечивает только интерфейс — изображение на экране, ввод информации, подключение сменных носителей.

Небольшой фрагмент схемы показан на рисунке:

Фрагмент схемы работы пользователя служб терминалов




Огромное преимущество такой схемы — низкая стоимость рабочих мест, гибкая архитектура, полностью централизованное управление, возможность модернизации и ремонта рабочих мест путем замены в рамках бюджета, очень высокая защищенность (например, при отключении электропитания, для сохранения пользовательских данных необходимо снабжение каждого рабочего места источником бесперебойного питания или постоянная сложная синхронизация с сервером, что, кстати, не гарантирует полной сохранности. Источники питания должны быть достаточно мощными для работы с полноценными рабочими станциями. В случае с «тонким клиентом», источник бесперебойного питания должен обеспечить энергией слабую бездисковую станцию и монитор, а если и произойдет их отключение — сеанс сохранится и при возобновлении электроснабжения можно будет просто продолжить работу с того же места). Основные требования предъявляются здесь к сетевой инфраструктуре и серверам.

Сеть представляет собой управляемые коммутаторы с портами 100Мбит для подключения рабочих мест и 1000Мбит или оптоволоконными портами для подключения к серверам.

Серверы подключены к 1000Мбит коммутатору.

Архитектура ЛВС для работы с "Тонкими клиентами". Жирными линиями показаны высокоскоростные линии передачи данных




Физически серверы могут быть установлены различным способом.

Одним из наиболее гибких, но требующих квалифицированного построения вариантов, является объединение нескольких однотипных серверов средней производительности в кластер на базе ОС Linux или BSD. При этом обеспечивается равномерное распределение нагрузки на серверы.

Для решения отдельных задач в кластере создаются виртуальные машины.

Для работы с большими объемами информации отдельно устанавливаются сетевые массивы (NAS).

Для работы с терминальными клиентами используется ОС Windows 2003 Server, работающая с Active Directory или LDAP (в общем случае).

Для информационного обеспечения учебного процесса на web-сервере установлена система Moodle (свободно распространяемая), предоставляющая учащимся лекционный материал, методические указания, обеспечивающая тестирование и обмен информацией между учащимися и преподавателями. Эта система используется в том числе и для дистанционного обучения.

Для контроля классов и помещений установлено программное обеспечение ZoneMinder, получающее изображения с камер видеонаблюдения, осуществляющее запись при наличии движения в указанных зонах и по расписанию, выводящая информацию с камер через web-интерфейс.

Если пользователям необходима установка узкоспециализированного ПО, возможно создание отдельных виртуальных машин для групп пользователей и индивидуальной работы.

Здесь не приводятся конкретные модели оборудования и их стоимость, но в целом, решение, построенное на «тонких клиентах» и группе серверов при том же, что и у традиционного решения бюджете, обеспечивает существенно большие возможности. Это связано с тем, что основные затраты здесь идут не на рабочие места и лицензии для них, а на аппаратную часть серверов и сетевую инфраструктуру, которые позволяют гибко использовать ресурсы системы, устанавливать дополнительные сервисы (для построения системы видеонаблюдения и системы дистанционного обучения в классической схеме потребовалась бы серьезная работа над сетевой инфраструктурой и установка дополнительных серверов).